Что поможет восстановлению рынка металлоконструкций и быстромонтируемых зданий

Рынок быстромонтируемых зданий (БМЗ) из металлоконструкций начал развиваться в Украине с начала 2000-х гг. Основной причиной стал постепенный выход экономики страны из кризиса 1990-х, когда активизировались строительство, АПК, торговля и другие традиционные потребители таких сооружений. В 2006-2007 гг. отечественный рынок БМЗ ежегодно рос на 40-50 % и к 2008 г. достиг 1,5 млн кв. м «годовых», или 340 млн евро. Но после кризиса 2008-2009 гг. начался спад, усилившийся с 2014 г.

В первый военный год сокращение составило 15 % (до уровня в 850 тыс. кв. м), а в 2015-м рынок сузился еще примерно на 20 %, гласят обобщенные цифры минэкономразвития. Зато операторы констатируют рост по итогам 2016 года – порядка 10 % (до 750 тыс. кв. м), пропорционально общей активизации строительства. В 2017-м ожидается дальнейший рост на 10-15 % из-за продолжения восстановительной динамики в строительстве, промышленности, позитивных параметров АПК, пишет портал «ДЕЛО».

Базовые параметры

Основные признаки, позволяющие отнести строение к быстро монтируемым зданиям:

— унифицированное проектное решение, адаптированное под технологию завода-изготовителя конструкций;

— максимальная заводская готовность отдельных конструктивных элементов;

— отработанные на практике методы монтажа.

Технология каркасных БМЗ дает возможность создавать объекты со следующими характеристиками: площадь – до сотен тыс. кв. м; высота внутренних помещений – до 10-12 м; большие внутренние пространства без несущих конструкций (при металлическом каркасе), типовая сетка колонн 12х24 м, возможны безопорные пролеты до 48 м. В среднем БМЗ общей площадью 1000 кв. м силами бригады до 10 чел. монтируется менее 1 мес., площадью около 4000 кв. м – 3-4 мес., 6000 кв. м – 4-5 мес.

Чаще всего БМЗ используются при строительстве коммерческой недвижимости (склады, торговые объекты и др.), в АПК, а также в промышленности.

Иностранные инвесторы построят в Украине два завода стройматериалов

В рыночной структуре много лет доминирует коммерческая недвижимость. А вот складской сегмент, который активно развивался после 2008 г., был быстро потеснен сельским хозяйством. Оно показывает неплохие результаты вопреки всем кризисам и событиям, отмечает начальник отдела маркетинга Светловодского завода быстромонтируемых зданий ОДО «Объединение Днепроэнергостройпром» Ирина Дидух. Промстроительство напрямую зависит от развития важнейших отраслей промышленности: ГМК, машиностроения, химии, пищепрома. Они в последние годы были не в лучшем состоянии.

На украинском рынке есть как внутренние производители, так и известные мировые марки. К первым относятся такие ведущие компании, как холдинг «Укрстальконструкция», Житомирский завод ограждающих конструкций, «Мастер-Профи-Украина» (г. Днепр), «Металлист-Стройметаллконструкция» (г. Харьков), Светловодский завод БМЗ, «ПСМ-Профиль» (г. Полтава). А импорт представлен марками Llentab, Lindab, Pruszynski, Ruukki, Zeman и др. Еще до кризиса-2008 внутренние производители занимали не менее 75 % рынка в денежном выражении, напоминает директор «Ллентаб Украина» Константин Иванов. Затем некоторые игроки начали сходить с дистанции, не выдерживая конкуренции в условиях ухудшившейся конъюнктуры. «Сохранить позиции удалось предприятиям с большим рыночным опытом, предлагающим качественный продукт и имеющим хорошую репутацию у заказчиков, – продолжает Иванов. – Также неплохи дела у тех, кто научился работать на экспорт, особенно с Европой. Те же, кто не специализировался именно на БМЗ, потеряли позиции».

Эксперты выделяют среди участников рынка еще две группы. Первак – кустарные бригады, выполняющие строительство небольших объектов. Вторая – машиностроительные, металлургические и др. промкомпании. Но их цеха либо удовлетворяют собственные потребности предприятий, либо являются результатом их перепрофилирования (пример – т.н. экспериментально-механические заводы).

Рыночные факторы

Сейчас ключевым конкурентным преимуществом на рынке называют способность поставщика предоставить комплектное решение от проектирования до изготовления и монтажа. Кроме очевидных плюсов (общие сроки выполнения, организационные трудозатраты и др.), комплексная поставка увеличивает итоговое качество строения – единого подрядчика проще контролировать, говорит Иванов.

И, конечно, имеют значение цены.

С началом экономического кризиса в 2014 г. значение этого фактора усилилось ввиду дефицита средств у заказчиков. Недобросовестные игроки демпингуют, закупая б/у металл и профнастил, либо используя материалы с поддельными сертификатами качества. В результате предлагают цены, за которые принципиально нельзя изготовить качественные конструкции.

В Украине выросла стоимость строительно-монтажных работ

Объем поставки легких металлоконструкций, например для не самого крупного торгового объекта составляет 2-3 тыс. тонн, которые должны быть отгружены за несколько месяцев. Только крупные участники рынка могут гарантировать своевременное выполнение подобного заказа. Наряду с этим подорожание коммунальных услуг усиливает значение такого фактора, как эксплуатационные характеристики объекта – стоимость отопления или, наоборот, охлаждения, отмечает Иванов.

Сейчас заказчики все чаще выбирают БМЗ на стальном каркасе. Хотя еще в 2013-14 гг. соотношение стальных и железобетонных БМЗ составляло 1:4, уточнил на V Национальной конференции участников рынка стального строительства директор «Раута Групп» Андрей Озейчук. Кроме того, БМЗ часто возводятся с привязкой к назначению будущего здания, поэтому все шире используются металлоконструкции, которые позволяют создавать индивидуальные проекты, соответствующие всем пожеланиям заказчика.

Сегмент металлоконструкций

Если отдельно рассматривать рынок металлоконструкций, то он в Украине сокращался с 2013 г. В том числе в 2015 году снизился на 24,5 % до 65 тыс. тонн, из которых 63 тыс. тонн поставили внутренние производители. В 2016-м, по предварительным оценкам, рынок восстановился примерно до 70 тыс. тонн на фоне общего оживления строительных работ. Тем не менее, общая ситуация пока что напоминает «дно». Если в 2012 г. в стране насчитывалось 10 предприятий с ежегодным выпуском свыше 5000 тонн конструкций – то в 2015-м таких осталось только два. На сегодняшний день 63 % отечественного производства приходится на мелких операторов с годовым объемом менее 2000 тонн. Понятно, что это ухудшает общее качество рыночного предложения. Безусловным лидером остается холдинг «Укрстальконструкция» с пятью заводами и вертикальной интеграцией в сторону проектных и строительных работ. Уточним, кроме составных частей зданий (90 % рынка), рынок «всех» металлоконструкций включает резервуары (10 %) и элементы мостов (0,7 %).

В такой обстановке производители попытались переориентироваться на экспорт, рассказала директор по развитию Украинского центра стального строительства (УЦСС) Татьяна Колчанова. Но и здесь это лишь частичная компенсация: если в 2013 г. за рубеж было продано 18 тыс. тонн, то уже в 2014-м показатель обвалился до 7 тыс. тонн. В 2015-м он восстановился до 9 тыс. тонн, а в 2016-м – примерно до 9,3 тыс. тонн. С закрытием рынка России главным экспортным вектором стал Запад.

Приоритеты экспорта в тоннаже остаются нестабильными: в 2014 г. это была Нигерия (40 %), в 2015 г. – Британия (38 %), в минувшем году – Израиль (32 %).

Сертификацию строительной продукции адаптируют под европейские стандарты

Вместе с тем, обратим внимание на 2-е место экспортного рейтинга-2016, которым стала Польша (26 %). Украинские производители рассчитывают закрепиться здесь и уже имеют позитивный опыт, констатирует гендиректор «Укрстальконструкции» Владимир Носов. По его словам, емкость польского рынка – 1,5 млн тонн/год, и он способен легко проглотить все, что может предложить Украина. Поляки в целом лояльно относятся к отечественным компаниям. «Самый простой вариант выхода в Польшу (при наличии европейских сертификатов на сварочные и другие работы при изготовлении металлоконструкций) – кооперация с местными производителями, которые охотно идут на это, поскольку украинские площадки способны производить конструкции мирового качества по ценам ниже европейских. Важно убедить поляков в точности выполнения заявленных сроков, потому что в ЕС этому придают огромное значение. Можно выходить и напрямую на генподрядчиков; как правило, контракты с ними предусматривают и монтаж, поэтому есть смысл сразу готовить комплексные предложения», – рассказывает топ-менеджер.

Прогнозируется, что после 2017 г. динамика сегмента металлоконструкций (и их экспорта) будет приблизительно пропорциональна темпам роста общих объемов стройработ. То есть может выйти на восстановительный уровень в +10 %. А значит, в ближайшей перспективе национальный рынок металлоконструкций, как и рынок БМЗ, будет постепенно приходить в себя от провала 2014-15 гг. Этому поможет, например, мостостроение, имеющее шансы вернуться к жизни, акцентирует Носов. Дальнейшее же восстановление и развитие зависит от способности всей экономики Украины к устойчивому ренессансу в 2018-19 гг. и далее со скоростью хотя бы в 4-5 %. Это сформирует инвестиционный спрос на строительство, неуклонно повышая потребность в различных строительных конструкциях.

Источник: delo.ua

Добавить комментарий